Помочь ближнему: больше половины россиян участвуют в благотворительности

Россияне стали чаще жертвовать деньги нуждающимся — за последние два года это сделали 65% граждан, опрошенных НАФИ, по сравнению с 43% в 2014 году. С чем связана эта тенденция?

Фото: Lori

Опрос, проведенный Аналитическим центром НАФИ, показал, что 42% российских граждан время от времени помогают незнакомым нуждающимся людям. Еще 13% делают это регулярно, а 10% жертвовали деньги единожды. В общей сложности за последние два года в благотворительности поучаствовали 65% наших сограждан. Для сравнения, в 2014 году это делали 43% опрошенных, а в 2008 году — 48%.

Всероссийский опрос НАФИ проводился в октябре 2016 года, в нем приняли участие 1600 человек из 140 населенных пунктов в 42 регионах России. В ходе исследования эксперты выявили, что к благотворительности более склонны россияне с высшим образованием (72%), а также жители крупных городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек (77%).

Рост числа жертвующих не связан с повышением уровня благосостояния в стране, считает профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Александр Абрамов. «Реальные располагаемые доходы граждан, напротив, падают. Думаю, что одна из причин — принятие резонансных документов, таких как «закон Димы Яковлева», которые пробудили в людях отзывчивость», — говорит он. Второй важный фактор — это более активное, чем в предыдущие годы, развитие кампаний по сбору средств. «Большую работу проделали СМИ, которые попробовали создать у граждан ощущение того, что людям необходимо друг другу помогать», — поясняет профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов.

Наконец, важную роль, по мнению Шибанова, в последние годы сыграло развитие технических возможностей для удаленного перечисления средств. Об этом свидетельствуют и результаты опроса НАФИ. Каждый десятый опрошенный использовал для отправления пожертвования банковскую карту, еще 7% делали это с помощью платежных онлайн-сервисов. При этом в сравнении с 2014 годом россияне стали использовать такие дистанционные каналы чаще. Два года назад с помощью карты на благотворительность переводили средства 6% опрошенных, а онлайн-сервисы использовали всего 2%.

Психологи отмечают, что нынешний кризис не повлиял на способность граждан расставаться с деньгами ради помощи другим людям. Руководитель Центра практической психологии Сергей Ключников утверждает, что сложные экономические условия выявили черты, присущие национальному характеру россиян, которые связаны с ощущением общности, готовности поддержать других людей в трудных обстоятельствах. Он также отмечает, что в ряду психологических ценностей наших граждан деньги никогда не играли существенную роль. «Достаточное небольшое количество российских людей умеют удерживать и копить средства, что, напротив, присуще западному человеку», — резюмирует Ключников.